Мото индустрия не стоит на месте, с каждым годом появляется всё больше новых, «навороченных» моделей байков как для взрослых, так и для детей. Ещё каких-то 10 лет назад многие родители пришли бы в замешательство, услышав о детском мини байке, но сегодня эта техника становится мега популярной. Тяга к новому у детей заложена на генетическом уровне: они постоянно стремятся познавать мир, узнавать что-то интересное, необычное. И в своих начинаниях, конечно, берут пример с взрослых. Не мудрено, что малышей так часто тянет сесть за руль самого настоящего байка. Специально для детей многие производители разработали линейки мини мотокроссов, которые внешне мало чем отличаются от взрослых мотоциклов, но имеют серьёзные доработки в плане безопасности и удобства. Что же такое мини кросс-байк, как его выбрать и какие подводные камни могут подстерегать юного мотолюбителя? Разберём далее.
Что из себя представляет мини байк?
В первую очередь – это, конечно, мотоцикл, правда в уменьшенном виде. На аутентичных детских байках нет никаких вспомогательных колёс, это вполне себе приличный двухколёсный мотик для серьёзных ребят. Объём мотора такого транспорта обычно достигает 49-50, иногда 110 кубов, водительские права для него, конечно, не нужны, но ребёнок должен кататься только в специальных местах или загородом, где нет дорог общего пользования и машин.
Сразу сесть и поехать у ребёнка без опыта вряд ли получится, его нужно этому обучать. Как минимум, должен быть опыт езды на двухколёсном велосипеде и сформированный навык держать равновесие. В противном случае риск получить травму возрастает в разы. Многие, глядя на фото бензиновых мини мотоциклов, думают, что это небольшое транспортное средство со слабыми характеристиками, но на самом деле это не так. Некоторые модели могут иметь впечатляющие параметры и развивать достаточно большую скорость.
Детские байки бывают бензиновые и на аккумуляторной батарее. Первые встречаются чаще и популярность их выше. Техника на бензине в свою очередь делится на:
- мини питбайки;
- мини кроссы;
- мини мото.
Первые пользуются особенно большой популярностью. Цена на питбайк мини невысока, но при этом он имеет достаточно широкие возможности. Он неплохо справляется с пересечённой местностью, преодолевает небольшие ухабы, взбирается на горки. Большая часть такой техники производится в Китае, при этом по качеству она не уступает известным европейским брендам, хотя стоимость её в разы меньше. Китайские мини мотоциклы занимают бо̀льшую часть рынка мототехники, что, впрочем, неудивительно.
Мини кроссы – это уменьшенные копии кроссовых мотоциклов. Они отлично справляются с умеренным бездорожьем, пересечённой местностью, достаточно выносливые и, несмотря на набольшие размеры, весьма быстрые.
Мини мото – байки, которые внешне напоминают взрослые спортивные модели: они имеют эргономичный аэродинамический дизайн с плавными линиями. Такая техника создана для перемещения по ровной асфальтированной поверхности или хорошо укатанному грунту. Для бездорожья их использовать не получится.
Как выбрать мини мотоцикл для ребёнка?
Выбор детского транспорта – непростая задача. Есть много производителей мототехники, известных и не очень. Все они стремятся завоевать расположение потенциальных покупателей, стараясь вывести свою продукцию на новый уровень. С одной стороны, это хорошо, так как формируется устойчивая тенденция на качество техники, которая при этом имеет доступную цену. В таких условиях риск приобрести некачественный аппарат снижается. Однако, с другой стороны, такое многообразие вводит в ступор, что называется – глаза разбегаются. Особенно у тех родителей, которые впервые покупают подобную технику своему ребёнку и сами ранее не имели дела с мотоциклами. Как выбрать транспорт, который будет полностью подходить юному райдеру? Для сужения круга вариантов нужно учесть некоторые обязательные моменты.
Во-первых, возраст ребёнка и его физические параметры. Очень важно учитывать в первую очередь именно эти критерии, так как от них напрямую зависит безопасность юного водителя. Многие родители в попытках сэкономить пытаются убедить ребёнка, да и себя тоже, что следует приобрести технику большего размера. Даже если малышу неудобно и некомфортно сидеть за рулём. Это одна из самых больших ошибок.
Мотоциклы – не та техника, которую можно брать «на вырост». Он должен точно соответствовать параметрам водителя. А райдер в свою очередь должен свободно дотягиваться ногами до пола, вставать на него полной стопой, а не едва касаться пальцами. Кроме того, ребёнок должен быть в состоянии самостоятельно поднять байк из лежачего положения. Если ему это не удаётся, значит стоит поискать аппарат с меньшим весом и меньшего размера.
Если взять слишком большой мотоцикл, ребёнок может с ним просто не справиться, ведь ему будет сложно дотягиваться до элементов управления, а значит риск падения и получения травм будет очень велик. К тому времени, пока чадо «дорастёт» до своего байка, у него может сформироваться устойчивое отторжение к этой технике, ведь ранее хорошо ездить не получалось, почему должно получиться теперь?
Во-вторых, нужно учитывать мощность мотора. Бензиновые байки обычно рассчитаны на более взрослый контингент, а для малышей, как правило, рекомендуют приобретать электрические. Мотоциклы 49-50 кубов можно приобретать для детей 5-7 лет, при условии, что у них есть навык езды на двухколёсном велосипеде. Детям постарше можно приобретать аппарат на 90 или 110 кубов. Несмотря на свои небольшие размеры, эта техника довольно шустрая: скорость движения может достигать 30 км/ч. Но всегда можно пустить в дело ограничитель скорости, по крайне мере до тех пор, пока ребёнок полностью не освоит свой мотоцикл.
Детские модели, как правило, имеют автоматическую коробку передач, что облегчает управление. Ребёнку не нужно отвлекаться на переключение скоростей во время движения. Позже, когда райдер подрастёт и наберётся опыта, можно приобрести байк с полуавтоматом или вовсе с механикой. Главное – не торопитесь приобретать технику, к которой ребёнок ещё не готов.
В-третьих, комплектация. Производители выпускают байки с самым разным оснащением. Есть базовые модели, которые имеют только самый необходимый функционал. Есть расширенные версии, которые помимо основного набора элементов, включают дополнительные: фары головного света, стоп-сигналы, поворотники, зеркала заднего вида и т.д. Какой приобретать – зависит от вас. Расширенные комплектации в среднем на 10-15% дороже базовых. Но для первого транспортного средства будет вполне достаточно самой простой модели, потому что основная цель – научиться водить, держать равновесие, контролировать технику.
Безопасность
Безопасность райдера всегда превыше всего. Особенно, когда речь идёт о детях. Покупая байк, необходимо обязательно приобретать экипировку, вне зависимости от возраста и опыта водителя. Как минимум, нужно обзавестись стандартной амуницией. Она должна подходить по размеру ребёнку, не стеснять его движения, не причинять дискомфорт. Перед покупкой учитывайте три фактора: безопасность, удобство, цена. Не стоит делать выбор в пользу экипировки, имеющей стоимость ниже средней. Это не попытка заставить вас потратить больше, а просто рациональный подход. Хорошая защита не может стоить дёшево. Амуниция со средней ценой или выше средней сделана из более качественных материалов, лучше выполняет свои прямые функции – защищает при падении, и прослужит гораздо дольше дешёвых аналогов. В этом случае безопасность – это то, на чём не экономят.
Обязательные элементы экипировки, которые должны быть на ребёнке во время катания на байке:
- шлем;
- мотоботы;
- наколенники, налокотники;
- куртка, брюки или комбинезон;
- перчатки;
- защита позвоночника, груди.
Кроме того, обязательным элементом любого детского мотоцикла будет ограничитель скорости. Он необходим, чтобы обезопасить ребёнка от неконтролируемого разгона до большой скорости. Также часто в комплекте с аппаратом идёт пульт родительского контроля или иначе – брелок дистанционного управления. Он позволяет запускать двигатель дистанционно или глушить его.
Обслуживание и уход за техникой
Мини мотоцикл нуждается в регулярном уходе и обслуживании, как и другая техника, особенно, если речь идёт о бензиновом транспорте. Своевременное техническое обслуживание увеличивает срок службы аппарата, повышает его безопасность, снижает расходы на ремонт.
Перед каждой поездкой старайтесь проверять все тросики и эффективность тормозов, натяжение цепи и её смазку. Свободный ход цепи должен быть не более 10 мм, если она слишком ослаблена, садить ребёнка за руль не стоит, это опасно. Подтяните и отрегулируйте уровень натяжения – и можно в путь.
Хранить мини байк нужно чистым и сухим, желательно в закрытом отапливаемом в зимнее время помещении. Очищать технику необходимо после каждого катания, для это используйте мягкие чистящие вещества. Необходимо регулярно промывать воздушный фильтр и смазывать его специальным маслом для воздушных фильтров. Если на байке предусмотрено сцепление, проверяйте его колодки и при необходимости регулируйте. Регулярно проверяйте затяжку винтов, гаек, болтов, все соединения. При необходимости подтягивайте их.
Если не лениться и выполнять все эти нехитрые манипуляции, техника прослужит долго и, возможно, не потребует ремонта за весь период эксплуатации. К уходу можно привлечь и самого юного водителя. Он может выполнять несложные задачи. Например, помыть технику, смазать цепь. Можно показывать ребёнку, как правильно регулировать натяжение цепи, затягивать болты, постепенно приучая его к самостоятельному обслуживанию аппарата.
Сколько стоит мини байк?
Если вы уже задавались вопросом поиска мотоцикла для ребёнка, то наверняка могли заметить, что цены на эту технику могут сильно различаться. В первую очередь, конечно, это зависит от производителя. Известные бренды предлагают достаточно дорогую технику, малоизвестные – стремятся укрепить свои позиции, предлагая хорошее качество по низкой цене. Аппараты с 4-тактным двигателем обойдутся дороже, чем с 2-тактным, но с ними меньше хлопот, они эксплуатируются дольше и выделяют меньше дыма.
Какой выбрать – решать вам. Однако нет смысла приобретать дорогое первое транспортное средство. Как бы там ни было, ребёнок из него вырастет, а продать его по той же стоимости, конечно, уже не получится. Да и в случае поломки, ремонт дорого байка тоже будет стоить немало. Основное правило покупки первого мотоцикла – чем проще, тем лучше.
Недорогие китайские аппараты можно купить в среднем за 35-50 тыс. рублей, в зависимости от комплектации.