AVANTIS
«Авантис» – это российская торговая марка, зарегистрированная в 2009 году. С тех пор нашей неизменной аудиторией остаются мотолюбители и профи, для которых квадроциклы, мотоциклы, снегоходы и другая мототехника – это нечто большее, чем просто товар.
Россия
Москва
ул. Дорожная 3к6
+7 (495) 109-15-30 , 8-800-600-22-20
772606603276
20k 2 минуты 05.04.2022

Нужны ли права на квадроцикл в России? Давайте разбираться

20k 2 минуты 05.04.2022

Нужны ли права на квадроцикл в России? Давайте разбираться

Перевозка квадроцикла
Показать содержание статьи
Содержание

Квадроциклы уже давно перестали считаться диковинкой и получили широкое распространение повсеместно — особенно на просторах России. По данным Автостата спрос на мотовездеходы за 2020 год вырос на 81%. Даже сейчас, несмотря на рост цен, это тенденция сохраняется, потому что квадроциклы — это не только техника для активного отдыха на природе, но и надежный помощник по хозяйству.

Изначально мотовездеходы создавались в утилитарных целях и активно использовались в сельскохозяйственной деятельности, где они были востребованы за компактность, маневренность и малый расход топлива. В дальнейшем квадроциклы получили распространение и в других сферах — особенно в развлекательной. Именно поэтому у многих людей квадроциклы ассоциируется с чем-то на уровне велосипедов и другого спортинвентаря, который достаточно просто купить и начать использовать.

Однако это не так: мотовездеходы, обладая солидными габаритами и достаточно большой мощностью, требуют от своего владельца наличие определенных навыков. Получить их можно, пройдя обучение в мотошколе или на базе Гостехнадзора. Как это сделать — читайте в нашей статье.

Зачем нужно проходить обучение на управление квадроциклом?

Как уже сказано выше, мотовездеходы являются мощной техникой с достаточно крупными размерами, поэтому для эффективного управления таким транспортом важно понимать физику процесса и сопутствующие моменты. Преподаватели учебных курсов рассказывает не только об основах вождения мотовездехода, но и о таких полезных вещах, как:

  • Техника безопасности при движении;

  • Преодоление препятствий и езда по сложным участкам;

  • Оказание первой медицинской помощи;

  • Обслуживание и ремонт квадроцикла.

Таким образом, после завершения обучения будущий райдер получает теоретическую и практическую базу, достаточную для уверенной эксплуатации транспорта в условиях бездорожья. Эти знания позволят не только ловко маневрировать по пересеченке, но и оперативно реагировать в случае возникновения нештатной ситуации — будь то занос при езде по размытому склону или неожиданная поломка посреди леса.

Вторая (но не по важности) причина для прохождения обучения — открытие категории и получение удостоверения. Данный документ не только подтверждает наличие у владельца соответствующих навыков, но и дает ему законное право на эксплуатацию квадроцикла.

Какие права нужны на квадроцикла?

Для того чтобы ездить на квадроцикле необходимо удостоверение тракториста- машиниста с открытой категорией Al.

Из-за схожести названия многие ошибочно полагают, что для управления мотовездеходом подойдут мотоциклетные права или их подкатегория А1. Однако не стоит забывать, что удостоверение тракториста-машиниста и удостоверение водителя — это два совершенно разных документа. Водительские права выдаются для езды на транспорте, предназначенном для дорог общего пользования, в то время как нужное нам удостоверение тракториста-машиниста распространяется на внедорожную технику.

Примечание: в Москве и Подмосковье можно открыть категорию Al в удостоверении тракториста-машиниста без сдачи экзаменов — при условии, что категория А в водительском удостоверении открыта до 2000 года. Данное правило действует и в некоторых других регионах России. Уточнить информацию можно в местном отделении Гостехнадзора.

Также из-за созвучия нередко возникают вопросы по поводу подкатегории водительских прав В1, которые распространяются на трициклы и квадрициклы. Последние к квадроциклам отношения не имеют: несмотря на то, что они также являются мототранспортным средством, сконструированы они специально для движения по дорогам общего пользования. Даже визуально они больше похожи на маленький автомобиль открытого типа, нежели на мотовездеход. Так что разница между квадроциклами и трициклами — огромная, и путать их нельзя.

Как получить права на квадроцикл в 2022-м году?

В целом, процедура получения прав на мотовездеход не имеет кардинальных различий с процессом открытия любой другой категории — за тем исключением, что обращаться нужно не в ГИБДД, а в Гостехнадзор.

Остальные же шаги будут идентичными:

  1. Прохождении медицинской комиссии. Предполагает обязательный осмотр у психиатра, нарколога, офтальмолога, отоларинголога и терапевта. В случае, если терапевт посчитает нужным, он может назначит дополнительные обследования у хирурга и невролога. Также будет необходимо сдать обязательный анализ на наличие в организме наркотических и психотропных веществ.

  2. Подача документов на обучение в лицензированном учебном центре. Здесь будет необходима справка о прохождении медицинской комиссии, копия паспорта, копия СНИЛС, фото размером 3х4, квитанция об оплате обучения, при наличии — копия водительского удостоверения. Также будет необходимо написать заявление на обучение и заключить договор с выбранной учебной организацией.

  3. Примечание: обучение можно пройти как в Гостехнадзоре (если отделение имеет собственный учебный центр и подготовленную площадку), так и в частной мотошколе. При выборе второго варианта нужно обязательно убедиться в том, что школа имеет лицензию на обучение. В случае, если таковой не окажется либо ее срок действия истек, выданный по окончанию курсов сертификат будет недействительным.

  4. Прохождение обучения. Оно включает в себя теоретическую часть и практику, В рамках теории будущему райдеру расскажут о правилах вождения, а также связанных с ними законодательными актами. В отличие от дорожных ПДД, здесь будут разбираться тонкости езды по бездорожью: например, какие требования предъявляются к подножкам мотовездехода, как готовить для него топливную смесь и что делать при боковом неконтролируемом заносе. Также в рамках теоретических занятий проводятся уроки по оказанию первой медицинской помощи и базовому техническому обслуживанию техники.

  5. На практике проводится отработка упражнений, которые нужно выполнить на итоговом экзамене. Помимо знакомых маневров вроде «Змейки», «Скоростного маневрирования» и парковки, здесь также будут учить проводить контрольный осмотр мотовездехода перед запуском и началом движения. Параллельно с этим также покажут, как сигнализировать о поворотах и остановке с помощью движений руками.

  6. Получение документов, подтверждающих успешное прохождение курсов и готовность к сдаче экзамена на получение прав.

  7. Примечание: если обучение проходило на базе Гостехнадзора, то и экзамен, как правило, проводится там же. Для учеников мотошкол может быть два варианта: либо поездка в ближайшее отделение Гостехнадзора, либо визит инспектора ведомства на площадку мотошколы. Кроме того, с актом о прохождении обучения можно записаться на экзамен в удобное отделение Гостехнадзора самостоятельно: для этого нужно позвонить в ведомство и уточнить информацию о доступных оборудованных площадках, а также порядке сдачи экзамена.

  8. Получение акта об успешной сдаче экзамена. Его вместе с копией паспорта и заявлением на получение удостоверения тракториста-машиниста необходимо подать в Гостехнадзор. Эту процедуру можно осуществить лично — либо воспользоваться сервисами вроде гос услуг или МФЦ.

  9. Получение удостоверения.

Что будет за езду на квадроцикле без прав?

Многие владельцы игнорируют требования о наличии прав и постановки на учет, аргументируя свою позицию тем, что езда на мотовездеходе осуществляется исключительно по пересеченной местности, где никто ничего не контролирует. Однако это крайне чреватое заблуждение, причем сразу по нескольким причинам.

В первую очередь, это вышеупомянутое отсутствие необходимых навыков. Да, их вполне можно получить самостоятельно, изучая профильную информацию в Интернете и технической литературе — и при этом набить множество шишек, пытаясь применить теорию на практике. Обучение по регламентированной программе под контролем грамотного преподавателя позволит этого избежать. Как пример: в рамках учебных курсов, помимо прочего, рассказывается о том, где можно кататься на квадроцикле, а где этого делать не стоит и почему. Такая информация позволит грамотно выбирать маршруты для покатушек и избежать каких-либо штрафов за въезд на не предназначенную для этого территорию.

Далее — элементарное соблюдение закона, который требует наличие соответствующей категории для управления мотовездеходом. Проверить документы имеет право как сотрудник ГИБДД, так и представитель Гостехнадзора. Если у владельца мотовездехода прав не окажется, то ему может грозить штраф до 15 000 рублей. При этом сумма штрафа может вырасти в геометрической прогрессии при выявлении каких-то еще нарушений (например, выезд на дороги общего пользования или отсутствие регистрационных номеров), а сам квадроцикл — отправится на штраф-стоянку до тех пор, пока штраф не будет оплачен.