AVANTIS
«Авантис» – это российская торговая марка, зарегистрированная в 2009 году. С тех пор нашей неизменной аудиторией остаются мотолюбители и профи, для которых квадроциклы, мотоциклы, снегоходы и другая мототехника – это нечто большее, чем просто товар.
Россия
Москва
ул. Дорожная 3к6
+7 (495) 109-15-30 , 8-800-600-22-20
772606603276
2k 3 минуты 19.10.2022

Типы мотоаккумуляторов, их основные параметры и тонкости эксплуатации

2k 3 минуты 19.10.2022

Типы мотоаккумуляторов, их основные параметры и тонкости эксплуатации

Перевозка квадроцикла
Показать содержание статьи
Содержание

Не устанем повторять, что ответственная и грамотная эксплуатация техники является одним из тех столпов, на которых держится долговечность и производительность любой техники. Мотоциклы — не исключение. Своевременное ТО, качественное топливо и не менее качественные ГСМ помогут поддержать молодость вашего двухколёсного коня на протяжении многих лет.

Обслуживание аккумуляторных батарей (или просто АКБ) всегда входит в чек-лист любого руководства по эксплуатации. Согласно мануалам, их надлежит вовремя подзаряжать или заменять. О том, как это сделать правильно — в нашей новой статье. 

Какие бывают АКБ для мото: тип, размер, напряжение.

Аккумуляторы для мототехники имеют следующие важные отличия:

1. Рабочее напряжение. Чаще всего встречается 12В(V) — это основной стандарт для подавляющего большинства мототехники. Изредка можно встретить модели с напряжением 6 вольт: это старый стандарт, который в современном мире почти не используются;

2. Ёмкость. Это количество электричества, которое способна отдать АКБ при длительном режиме разряда. Измеряется в ампер-часах (Ач или Ah): обычно используются от 4Ач до 20Ач, хотя бывают и больше. 

3. Размер. Размеры аккумуляторов стандартизированы и напрямую зависят от их ёмкости: чем больше ёмкость, тем больше габариты. 

4. Пусковой ток. Мощный двигатель без декомпрессора сложно завести маленьким АКБ (или невозможно вовсе). 

5. Полярность. Аккумуляторные батареи бывают с прямой и обратной полярностью, между собой они отличаются расположением клемм + и -.

Помимо вышеперечисленного, между собой АКБ различаются применением разных технологий и конфигураций. Самыми популярными являются свинцово-кислотные, один из самых старых видов мотоаккумуляторов. Несмотря на солидный «возраст», они по-прежнему широко распространены — в первую очередь, благодаря демократичному ценнику. Существуют как классические модели с жидким электролитом, так и продвинутые варианты вроде AGM (Absorbed Glass Mat). Разделяются на обслуживаемые и необслуживаемые. 

1b197a33250e408a5d7e59d0c604e94b (1).jpeg

АКБ 12V30Ah (166х130х175) ( необслуж.) Delta EPS

Также встречаются:

— Гелевые,

— Сухозаряженные,

— Литий-ионные,

— Литий-полимерные и так далее. 

Аккумуляторы для вашей техники в каталоге Avantis: https://www.avantsb.ru/catalog/akkumulyatory_2/

Какие бывают зарядные устройства:

С учётом разнообразия выбора АКБ, производители предлагают широкую линейку специализированных либо универсальных зарядных устройств. Зарядка подбирается в соответствии с типом аккумуляторной батареи: например, ЗУ для кислотно-свинцовых аккумуляторов не подойдёт для литий-ионных моделей. Однако общее правило едино для всех: оптимальным током для заряда является 1/10 от полной ёмкости АКБ. 

Глобально все зарядные устройства можно разделить на два типа: с ручным выставлением режимов зарядки и с автоматическим. Первые отличаются низкой стоимостью, однако вторые более безопасны — они имеют несколько степеней защиты, поэтому не выйдут из строя при путанице между клеммами или коротком замыкании. Особняком стоят продвинутые автоматические модели с функцией «раскачки», поддержания заряда, тестированием, режимом восстановления и так далее. Яркий пример таких умных устройств — ЗУ OptiMate от бренда TecMate.

eb57a4a2c82c1c3deffdb79f9d4cbf9d.jpeg

АКБ 12V4Ah (114x70x87) ( необслуж.) Delta

Как отслеживать состояние АКБ по напряжению: 

Состояние аккумуляторной батареи контролируется вольтметром либо мультиметром в режиме измерения постоянного тока (DC 20V) до 20В. Основные стадии состояния:

— Нормальный заряд;

— Пониженный (требующий зарядки);

— Пониженный (критический, чреватый выходом батареи из строя). 

В случае, если речь идёт об обслуживаемой АКБ, её состояние контролируется ареометром, с помощью которого измеряется плотность электролита АКБ. Как правило, нормальные показатели для аккумуляторной батареи указываются в её характеристиках либо на сайте производителя. 

Как часто заряжать:

При регулярном использовании исправной мототехники плановая зарядка не требуется: к данной процедуре обращаются в случае редкого использования, при постановке на длительное хранение (например, при консервации на зиму) или же при частых, но коротких поездках. Стартер мотоцикла — это, по сути, мощный электродвигатель, съедающий большой объем электричества за считанные секунды. Поэтому при короткой поездке генератору не всегда хватает времени для восстановления потраченного заряда. 

Алгоритм зарядки простой:

— Извлеките батарею из посадочного гнезда и снимите отрицательный и положительный выводы. Отрицательный вывод отключается в первую очередь: так у вас не получится произвести короткое замыкание АКБ на металлические части мотоцикла, случайно дотронувшись до них в процессе откручивания выводов;

— При наличии — снимите дополнительный крепёж;

— Подключите АКБ к зарядному устройству, соблюдая полярность;

— Осуществите полную зарядку в соответствии с инструкцией. 

Если АКБ не планируется использовать в обозримом будущем, рекомендуется осуществлять подзарядку минимум 2 раза в год (а в идеале — 1 раз в месяц). 

Важно: не заряжайте обслуживаемые свинцовые аккумуляторы в жилом помещении! В процессе зарядки выделяются вредные для организма газы, которые могут негативно сказаться на вашем самочувствии. Лучшее место для данной процедуры — гараж. В самом крайнем случае можно поставить АКБ на зарядку в отдельной комнате (при условии, что вы обеспечите там активную циркуляцию воздуха). Прочие виды аккумуляторов такой токсичностью выделяемых паров не отличаются, однако заряжать их в жилом помещении так же не рекомендуется.

Как правильно хранить: 

Хранение АКБ допускается только в заряженном виде, при комнатной температуре. Заряженный АКБ хорошо себя чувствует на холоде в случае полного заряда, однако нельзя допускать хранения при экстремально низких или высоких температурах. Не допускается длительное хранение аккумуляторной батареи в разряженном состоянии: велика вероятность, что после простоя реанимировать его уже не получится. 

Неправильные условия хранения, а также регулярный недо- или перезаряд АКБ повышает риск сульфатации аккумулятора. Сульфатация — это образование на аккумуляторных элементах наростов из сульфата свинца. Незначительное образование кристаллов возникает в ходе обычной эксплуатации, однако нарушение условий хранения ускоряет этот процесс, тем самым существенно снижая жизненный цикл АКБ.